Одним из самых грозных и опасных вредителей садоводы и цветоводы всего мира по праву считают нематоду.
Паразитические нематоды или круглые черви (Nematoda) — весьма многочисленная группа червей, фитогельминтов, родственников глистов, которые паразитируют на животных организмах. В настоящее время описано более 24 тыс. видов нематод, но есть основания предполагать, что их гораздо больше, счет идет на сотни тысяч.
Все цветоводы знают, что нематоды вызывают неизлечимые болезни растений. В зараженном растении происходит закупорка проводящих сосудов корней, и как результат, наблюдается увядание и угнетение всех частей растения, они начинают отставать в росте, проявляются признаки дефицита минеральных элементов и воды.
К тому же, нематода при внедрении в ткани растения, механически повреждает целостность тканей корней и создает благоприятные условия для проникновения других фитопатогенных грибов и бактерий. Рано или поздно, растение погибает.
К сожалению, у человечества на настоящий момент практически нет никаких инструментов эффективного противодействия. Для рядовых садоводов и цветоводов, если обнаруживается нематода, рекомендация, как правило, одна - растение выкопать и сжечь, а на этом месте не сажать культуры, родственные той, на которую напала нематода. Для сельского хозяйства рекомендуется санация почвы и ротация культур, с чередованием более привлекательных для нематоды растений с менее вкусными, что помогает уменьшить наносимый сельскому хозяйству урон, но не исключить его полностью.
Однако, недавние исследования в Институте Изучения растений Бойса Томпсона (Boyce Thompson Institute) , США, вселяют надежду на то, что в будущем, человечество все-таки сможет эффективно бороться с нематодой, и помогут ему в этом, как ни удивительно, сами растения.
Группа исследователей-биохимиков во главе с профессором Фрэнком Шройдером провели ряд экспериментов, доказывающих, что растения не так уж беспомощны, как принято думать, они не являются пассивными объектами, а способны вступать в равноправный диалог с другими субъектами живого мира, а также самообучаться, и, образно говоря, общаться с ними на языке контрагента.
Оказывается, растения способны распознавать систему сигнальных веществ нематод и подавать ей сигналы, идентичные тем, что подают друг другу нематоды.
Итак, в чем же суть эксперимента?
Нематоды для коммуникации друг с другом выделяют в окружающую среду группу химических веществ гликолипидов, содержащих сахарную аскарилозу. Увеличением или уменьшением количественных и качественных показателей выделяемых химических веществ, нематоды сигнализируют друг другу, что конкретно это растение уже занято, и здесь нет места для еще одной нематоды.
Растения также могут производить и выделять в почву аскарилозу, а так же регулировать уровень выделения веществ в почву, имитируя сигнал, который подавали бы сами нематоды «это растение уже очень сильно заражено нематодами, здесь кормовой базы больше нет», не будучи еще вообще подвергшимися реальному нападению. Растения могут вводить нематоду в заблуждение, представьте только себе - они могут обмануть захватчика, притворившись уже захваченным.
Как заявил Фрэнк Шройдер, дело не только в том, что растение распознает нематоду «по запаху», дело в том, что растение самообучается, оно учится говорить на том же языке, что и нематода и способно подавать сигналы о том, что оно не представляет для нематоды интереса, и главное - нематода понимает этот сигнал и проходит мимо.
Группе биохимиков удалось выделить и измерить вещества-сигналы «занято», они имеют условные названия «ascr # 9» и «ascr # 18».
Их можно синтезировать и промышленно произвести в виде химического средства защиты растений от нематоды, так что, вполне возможно, мы на пороге революционного открытия, и в скором времени, для цветовода слово «нематода» перестанет быть таким страшным, каким оно является сейчас.
Опубликовано в: 17.01.2020 в 19:46
Другие статьи сайта: