Орхидеи долгой жизни, ветра, весны, холода и… креветка.
«О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему –
В этом высший подвиг цветка!»
Мацуо Басё, 17 век, Япония.
Что всплывает в памяти русского человека, когда он думает о Японии? Конечно, Сёгун, самураи и сакура.
Ритуал любования сакурой (Ханами) завораживает, созерцательное отношение к окружающему миру и умение увидеть красоту каждой отдельной снежинки в метели не может оставить равнодушным никого. День, когда японцы выбираются за город просто для того, чтобы насладиться видом цветущих вишни, сливы, миндаля и других деревьев, объединенных единым названием «сакура», объявляется выходным, ибо созерцание красоты - очень важное дело для японца.
Однако, как говорится, «не сакурой единой жив человек», существуют и другие растения, к которым японцы относятся с особым пиететом, и, пожалуй, не будет преувеличением, если я скажу - одно из главных растений Японии - японская орхидея. В природе японского архипелага встречается множество разнообразных орхидей, однако, только некоторые оказали ощутимое влияние на историю Японии. Когда-то они принадлежали только самым могущественным и богатым людям, однако, в последние 50 лет, в эпоху глобализации, стали доступны для коллекционеров всего мира.
Как говорит один из моих японских приятелей, японцы вообще большие молодцы, они любят взять какую-то идею у иностранцев и довести ее до совершенства, сделав ее неотъемлемой частью японских традиций. Многое в японской культуре пришло от ближайшего соседа Китая. Традиции, мироощущение, жизненный уклад бережно хранились и защищались от влияния внешнего мира на протяжении веков. Одна из китайских традиций, корнями уходящая в дохристианскую Эру - выращивание растений в горшках - прочно вошла в японскую традиционную культуру, обрела новые краски и вывела Страну Восходящего Солнца на недосягаемую высоту. Искусство создания икебаны и бонсаи, умение взять самое простое растение и оформить его в горшечной культуре так, что дух захватывает, присуще японским мастерам как никому другому. Тут важно все - и выбор горшка, его пропорции, цветовое решение, гармоничное соотношение с растением, выбор грунта и мульчи, экспозиция, фон, и обязательно тщательная проработка деталей - мелочей в этом деле нет. Самое обычное горшечное растение превращается в произведение искусства, у которого есть идея и скрытый смысл.
Особо почитаемые орхидеи в Японии:
長生蘭 Chouseiran (Тёсейран) - переводится как «орхидея долгожителя», Dendrobium moniliforme (дендробиум монилиформе), самая северная эпифитная орхидея мира. Вариабельность клонов выражается в цвете и форме цветка, псевдобульб, листьев, характере роста побегов. Некоторые формы являются результатом гибридизации, но подавляющее большинство - это натуральные клоны.
春蘭 Shunran (Сонран), означает буквально «орхидея весны» - карликовый вид цимбидиума, Cymbidium goeringii (вид не имеет устоявшегося русского названия, цимбидиум горинги), в природе встречается в Японии, Корее и Китае, имеет множество форм с различным типом и цветом цветка. Помимо цветочных форм, важное место занимает группа декоративнолиственных вариегатных разновидностей. На настоящий момент это сотни различных форм, хорошо известных коллекционерам всего мира.
寒蘭 Kanran (Канран), переводится как «орхидея холода» - зимнецветущий Cymbidium kanran , крупнее своего родственника, C. goeringii, привлекателен тем, что цветет в то время, когда остальные орхидеи находятся в периоде покоя. Цветы различны по цвету и форме, довольно высокие, высота вместе с цветоносами - до 1 метра. Элегантность - вот слово, которое может описать впечатление от этой орхидеи.
海老根蘭 Ebineran (Эбинеран) - буквальный перевод «хвост креветки», - виды и гибриды рода Каланта (Calanthe), встречающиеся в природе Японии. Подземная часть этих орхидей действительно чем-то напоминает формой креветку. Натуральные природные гибриды C. discolor, C. sieboldii, C. tricarinata, и C. izu-insularis. С появлением и развитием в микроклонального размножения, занимают все большее место в коллекциях любителей орхидей всего мира. Селекционеры выводят все более сложные гибриды, порой, уже невозможно определить, кто именно участвовал в гибридизации.
И, наконец, группа орхидей, которая нас сейчас интересует - Неофинетия серповидная, которую в Японии называют Фууран и Фуукиран.
富貴蘭 Fuukiran (Фуукиран) - неофинетия серповидная. Правильно читать именно Фуукиран, а не Фукиран, поскольку в этом слове буква «у» длинная, продолжительная. Дикие формы неофинетии в Японии называют Фууран (дословно, «орхидея ветра»), специально отобранные клоны - Фуукиран.
Первые упоминания о Фуукиран датируются серединой периода Эдо (около 300 лет назад). Эти растения были найдены в природе, аромат, напоминающий смесь ванили и жасмина, очаровательное облако цветов навсегда покорили сердца японцев. Сначала их находили и собирали феодалы, чтобы преподнести в качестве подарка представителям политической элиты (значение слова «Сёгун» известно, наверно, каждому, благодаря роману Джеймса Клейвела), и тем самым снискать расположение вершителей судеб к своей скромной персоне. Культура Фуукиран окутана мистической аурой, иметь у себя неофинетии могли только очень влиятельные и богатые люди. В том числе, молва приписывает особую любовь к этим орхидеям самураям. Кое-где в интернете неофинетию так и называют - орхидея самурая, но скорее, всего, это красивый, но ничем не подтвержденный миф. Серповидные листья неофинетии действительно отдаленно напоминают формой вакидзаси и катану, но вряд ли это могло послужить поводом для особого отношения к неофинетиям со стороны самураев. Однако, считается, что обычному человеку даже смотреть на неофинетию было опасно, поскольку это могло вызвать гнев самурая, скорого на расправу. Что известно достоверно, так это то, что Фуукиран расценивались как предметы искусства и их высокая стоимость не имела денежного эквивалента.
После окончания Второй мировой войны Фуукиран вышел за пределы интересов только сильных мира сего, и купить японскую неофинетию может теперь каждый, кто готов заплатить нужную сумму. В 80-х годах прошлого столетия, с развитием технологий микроклонального размножения растений, цены заметно снизились, и большинство легендарных Фуукиран стали доступны рядовому любителю орхидей, хотя, конечно, и сейчас есть неофинетии, стоимость которых составляет несколько тысяч долларов.
Спрос рождает предложение, и результатом интереса к японской культуре и все увеличивающейся популярности неофинетий стала активная селекционная деятельность как в самой Японии, так и в соседних Корее и Китае. Многочисленные производители выпускают на рынок тысячи новых гибридов, продажи от которых приносят им немалый доход. Эти гибриды бывают очень эффектными, и коллекционеры скупают все, не задумываясь о том, за что именно они заплатили. Как и в других областях жизни людей, существует и мода на определенные формы неофинетий, что повышает цену на модное растение до небес. Одними из самых модных сейчас растений являются вариегатные формы боболистных неофинетий, они медленно растут, достаточно капризны, необычны, и цена на них сейчас одна из самых высоких. Ни одна боболистная вариегатная неофинетия пока не прошла процедуру регистрации Японским Обществом любителей неофинетий (All Nippon Fukiran Society in Japan), главным и непререкаемым авторитетом в мире японских орхидей, а значит, реальная ценность этих гибридов для истинных коллекционеров Фуукирана невысока.
Немного о о корейских и китайских неофинетиях
Если человек, у которого оба родителя - чистокровные японцы, до 6 лет прожил за пределами Японии и даже получал традиционное японское воспитание в кругу семьи, а потом вернулся в Японию - проживи он хоть всю оставшуюся жизнь, не выезжая более никогда за границу, в Японии его уже никогда не будут считать настоящим японцем. Они уверены, что если «что-то японское» слишком долго провело времени за пределами Японии, оно безвозвратно потеряло свою японскую природу. Этот факт общеизвестен - японцы перфекционисты, они привыкли все делать на «отлично», и считают, что иностранцы все портят своей торопливостью и небрежным отношением к деталям. И эта их уверенность, увы небеспочвенна.
Дело в том, что некоторые вариететы, входящие в Мейкан, имеют стерильные цветки, а значит, не размножаются семенами, некоторые не воспроизводятся культурой ткани, которая дает в их случае очень большое расщепление по признакам материнского растения. Растут эти вариететы очень медленно, разрастаются медленно, размножаются исключительно дочерними розетками, а значит, могут быть представлены на рынке неофинетий в очень ограниченном количестве. Однако, даже в самой Японии, с развитием микроклонального размножения, появилось множество клонов, которые не повторяют признаки материнского растения и нося гордое название зарегистрированного вариетета, по сути, не являются таковым. И японцы небезосновательно считают, что таких некондиционных растений ещё больше за пределами их страны. На рынке продаж неофинетий в последнее время имеется множество продавцов из Кореи и Китая, и если речь идет о зарегистрированных в Корее неофинетиях, имеющих корейские названия, то тут никаких проблем, они имеют право на существование. Эти неофинетии, безусловно, не могут называться Фуукиран, но имеют полное право на достойное место в коллекциях всего мира.
Однако, из частной беседы с японским коллекционером, я узнала, что когда речь идет о Фуукиран, неофинетиях из Мейкана, они проявляют большую обеспокоенность распространением по всему миру клонов, полученных по технологии «культура ткани» и имеющих огромный разброс по признакам зарегистрированного вариетета.
Вот посмотрите, две неофинетии, судя по биркам, пришедшим вместе с растениями, один и тот же вариетет, 唐錦 Karanishiki. Одна пришла ко мне из Японии, вторая от человека, который покупал ее у корейского поставщика:
Совершенно очевидно, что это не одно и то же растение, корейский вариант имеет значительно более крупный лист и неохотно проявляет желтую вариегатность. Неофинетия, пришедшая от японского поставщика гораздо компактнее и сохраняет жизнерадостный желтый цвет даже в зимний период, Вероятно, корейское растение выращено из сеянца, либо размножено культурой ткани. Формально, растение действительно получено от материнского растения 唐錦 Karanishiki и вроде бы, имеет полное право носить это имя. Но фактически никакая это уже не Karanishiki поскольку признаки материнского растения не повторились, и по-хорошему, оно должно было быть отбраковано и продано как безымянная неофинетия, однако, корейский поставщик заморачиваться такими деталями не стал, и опять же, формально к нему претензий нет. Данный пример весьма наглядно демонстрирует, что японцев действительно есть причины для обеспокоенности:
Еще о неофинетиях: